Что это мы все о квестах, да о квестах… Давайте о паб-квизах поговорим! Благо, их сейчас наплодилось, как комаров на болоте жарким летом, есть из чего выбрать и что обсудить. Сначала мы хотели написать, что все начиналось с Мозгобойни, но Паша посеял сомнения в наших головах - возможно, это был Бернард-шоу или Кинотрек. Один факт бесспорен - сейчас квизов очень много: Клуб "60 секунд", Дом Шерлока, Time to Quiz (была пока только 1 игра), Секрет Сатори (была пока только 1 игра), КиноФан, IQ 36&6Смузи, Мозгобойня, Мозгва, Сам Шазам, МОЗГИ180, Saint Twins Detective, Punk Queez, MOZAIKA, Меломанго, Квиз, плиз!, Dziki Džef, Brainiacs (btw, the only pub-quiz in English!), Ума Штурман, B-Quiz, The Boat That Rocked quiz, Chameleon Quiz, БIГ (Беларуская Iнтэлектуальная Гульня), Cinemaniacs (не точно, что работают), УмаПарк, Интеллектуальный Клуб VS (не точно, что работают), Ньютон Квиз, litERA QUIZ, Geek Quiz, SuperQuiz, Мелотрек/Кинотрек, Главные песни о главном, Под Зонтом, Bernard SHOW, FM QUIZ, Штурм, Головоломка, Detectit… Надеемся, никого не забыли. Когда авторы сего опуса не манкируют своими обязанностями, они регулярно ходят на “Штурм” и “Brainiacs” и периодически на “Головоломку” и “Cinemaniacs”, Пользуясь случаем, передаем пламенный привет “Ортодоксальным оптимистам” и “Се Ля Ви”!

А вообще, что же такое паб-квиз? Открываем описание и читаем: 

  • интеллектуально-развлекательная игра-викторина в стиле брейн-ринг, 
  • увлекательная игра на логику, сообразительность и кругозор, с невероятными эмоциями и кучей впечатлений в компании друзей, 
  • интеллектуальная игра для любителей повеселиться в компании друзей. 

Ага, если простыми словами, то так: для начала в каком-то пабе / баре / ресторане собирается команда (обычно 4-10 человек), причем необязательно это высокоинтеллектуальные личности, могут быть и обычные ребята, которые хотят хорошо провести время в компании единомышленников, посмеяться и пообщаться. Команда обязательно придумывает себе какое-то трешовое название типа “Из Роттердама в Попенгаген”, “Над пропастью моржи” или “Ice-Cream in the Ass.” (это сокращенное от assortment, если что) и в некоторых случаях еще и логотип. Обязательно имеется ведущий, и спасибо тем квизам, которые не экономят на лице квиза (простите, ребята, но это так - именно ведущего видят игроки прямо с порога и именно его слушают на протяжение всех 2-2,5 часов) и приглашают профессиональных ведущих. Почему? Потому что именно такие ведущие могут с первого раза правильно прочитать что-нибудь типа “Разнервничавшегося конституционалиста Пропроколокропенко нашли акклиматизировавшимся в неконституционном Константинополе”, при этом расставляя акценты на нужных словах. Нашей команде это не раз помогало взять вопрос, хочу заметить. 

Так вот, игра состоит из нескольких раундов (обычно 6-10). В каждом раунде ведущий зачитывает вопрос, который обычно дублируется текстом на экране, на размышление дается какое-то время (обычно 30-90 секунд), задача команды - написать правильный ответ на специальном бланке для ответов. 

В конце раунда где-то вопросы повторяются, где-то нет, где-то есть минута-две на обсуждение, где-то опять же нет, потом специальные обученные люди, которых обычно называют ласточками, собирают ответы и несут их на проверку. Пока организаторы проверяют ответы, считают баллы и вносят их в табличку, ведущий зачитывает правильные ответы, а игроки: а) бурно радуются в случае правильного ответа, или б) расстраиваются от неправильного (тут в зависимости от степени эрудированности команды, логики и везения). Все раунды разные: бывают вопросы на логику, картинки, музыка, кино, загадки, голое знание - тут все зависит от фантазии организаторов, и в каждом квизе обязательно есть какой-то свой, уникальный раунд, которого нет в других. Мы, кстати, очень любим сливать музыкальные раунды - ну нет у нас в команде меломанов. Фраза “Это вообще кто?” или ее ненормативный аналог после объявления исполнителя - это нормально для нас. Раунды обычно идут блоками по 3-5 штук, между ними перерывы минут на 10 для предварительного подведения итогов и забегов в туалет / на перекур (нужное подчеркнуть). В течение всей игры запрещается пользоваться мобильными телефонами, планшетами и прочими читерскими девайсами (если иное не оговорено условиями раунда) и разрешается употреблять внутрь себя все, что можно заказать в баре / кухне. В конце подводятся итоги, победители получают заслуженный приз (обычно это шампанское, виски, конфеты), фотографируются на память и все довольные (или не очень) идут по домам.

Вот тут хочется сделать небольшую паузу и отделить мух от котлет, т.е. паб-квизы от спортивного ЧГК. Люди дорогие, кто хотя бы в школе и чуть-чуть играл в ЧГК, поймите, что это разные непересекающиеся мероприятия. Да, и там и там мы отвечаем на вопросы. Но на этом сходство заканчивается. Это как любительский и профессиональный спорт - не путайте понятия. Спортивное, или профессиональное ЧГК - это весьма сложная многоуровневая структура: детские лиги, отдельные клубы, городские, республиканские, международные турниры, телеверсия, наконец. Профессиональные игроки в ЧГК значительную часть своего времени уделяют повышению своего уровня, тренируются независимо от того, как часто играют. Что делаем мы, посетители квизов? В свободное от иных дел время мы приходим в бар, чтобы встретиться / пообщаться с друзьями и параллельно развлечь себя интеллектуальными играми. 

И еще. Что касается наполнения. Давайте найдем n различий между квизами и спортивным ЧГК. Ваши покорные слуги на собственном опыте знают, что это такое, так что претензии типа “ой, да что вы знаете про ЧГК” - не прокатят. Мы играли в ЧГК. Правды ради отметим, что это было давно - в далекие школьно-студенческие годы, и со временем в этом виде спорта (а мы настаиваем на том, что это спорт) вполне возможно произошли изменения. Но что-то подсказывает, что нет. Хотите подробностей - вопросы в личку г-же Ирыне, она ответит на ваши вопросы (или нет). 

Таки возвращаемся к содержанию. 

  1. Характер вопросов. По нашему скромному опыту вопросы на квизах чуточку (совсем чуточку) проще, чем в ЧГК. Оно и понятно. Цель спортивного ЧГК - показать эрудицию игроков / авторов вопросов и на этом заработать. О цели квизов мы уже упоминали. Учитывая, что на квизах собирается очень разношерстная аудитория, вопросы тоже максимально на общую тематику. Узкоспециальные вопросы на знашку могут быть, но оооочень редко. 
  2. Подача вопросов. На квизах в большинстве своем вопросы дублируются на экранах и повторяются, на ЧГК - вопрос читается один раз ведущим, дается классическая минута на обсуждение, а затем специально обученные “ласточки” собирают ответы команд. Все - никаких повторов, никаких экранов. 
  3. Виды вопросов. В ЧГК это исключительно тексты, в очень редких случаях бывают картинки, на которых основаны вопросы (мы имеем в виду турниры, а не телеверсию, про нее вы и без нас все знаете). На квизах, как мы и писали ранее, вопросы самые разные - основная часть это текст, но также присутствуют картинки, музыкальные вопросы, видеовопросы и т.д., зависящие от характера квиза. 

Ну что - надеемся, мы вас убедили, что не стоит отождествлять паб-квизы и чгк - это разные виды досуга, ориентированные на разную аудиторию. 

Ну и самый главный вопрос - а для чего это все? Тут ответы могут разниться не только от команды к команде, но даже от человека к человеку, мы попытались собрать наиболее распространенные причины:

  1. Понтануться своими уникальными знаниями. Когда вся команда понятия не имеет, чей это флаг, например, а ты с нарочитой небрежностью выдаешь: “Да это же Сенегал, вы что, не можете отличить его от Камеруна или Гвинеи?”
  2. Приобрести новые знания. Мы вот, например, теперь знаем, что проволочка на бутылке шампанского называется мюзле, ее длина составляет 57 см, а пространство между бровями - это глабелла. Зачем нам эти знания - это другой вопрос.
  3. Выпить хялявного шампанского / виски или съесть халявный торт / пряник. Однозначно, было бы дешевле всей командой пойти в магазин, а не на игру, и купить там и бутылку, и пряник, и еще деньги останутся, но это же трофейный алкоголь, вкус которого автоматически улучшается пропорционально занимаемому месту.
  4. Пообщаться с друзьями. Просто так в кафе сидеть скучно, в кино невозможно поговорить, театр и музеи - это вообще редкость, а тут и компания, и развлечение одновременно.
  5. Выгулять новое платье и похвастаться новым маникюром. Это явно пункт для девочек, парней в платьях мы на играх не видели. Хотя, возможно, парни выгуливают футболки или рубашки и хвастаются трудовыми мозолями.
  6. Почувствовать дух авантюризма. Это касается раундов, где по условиям можно уйти в минус, так что приходится задумываться, то ли рискнуть и ответить и, возможно, получить больше баллов с риском их потерять, то ли сыграть рационально и написать только то, что знаешь наверняка, и точно получить меньшее количество баллов.
  7. Выплеснуть эмоции. На правильных ответах можно бурно радоваться и восторженно кричать на весь зал, на неправильных - бить себя (не соседа, главное, не перепутать!) по лбу рукой с комментарием “Семен Семеныч!”, а во время обсуждения приводить максимальное количество рациональных и не очень аргументов в поддержку своей версии.
  8. Разгрузить / напрячь мозг. На работе по долгу службы мы зачастую имеем дело с достаточно узким кругом вопросов. А на квизе есть возможность обсудить разные темы, вспомнить школьные (да-да, все настолько просто!) знания и отключиться от своих проблем. 

Возможно, какие-то еще причины мы не вспомнили. Наша команда ходит на паб-квизы, чтобы хорошо провести время в компании единомышленников с бокалом вкусного чая и при этом немножко пошевелить мозгами. Если удается что-нибудь выиграть - супер, это всегда приятно, если нет - ничего страшного, мы играем очень эмоционально, независимо от результатов. А пока вы ищете свои причины сходить на квиз, вот вам фото котиков, которых на квизы не пускают, но они не очень-то расстраиваются по этому поводу, в отличие от нас - мы прямо-таки рыдаем, когда разные обстоятельства вынуждают нас пропускать игры. 

Автор: Iryna

Автор: Green Fairy